Гражданин, полагая, что задержка исполнения решения суда о восстановлении на работе с взысканием в его пользу среднего заработка и за
время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, нарушает его права, обратился в суд с требованием о взыскании с работодателя процентов за задержку выплат на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Получив отказ в удовлетворении иска по причине неприменения статьи
395 Гражданского кодекса Российской Федерации к трудовым правоотношениям, гражданин оспорил указанную норму кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 04.04.2024 № 15-П подтвердил конституционность пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что отношения, связанные с выплатой работодателем компенсации незаконно уволенному работнику, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. В части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что проценты являются мерой ответственности работодателя, компенсирующей работнику негативные последствия нарушения его права на своевременную и справедливую заработную плату.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации, проценты рассчитываются исходя из всех полагающихся работнику сумм – начисленных и неначисленных. При неисполнении работодателем решения суда и задержке выплат работник имеет право на компенсацию.
Судебные постановления по делу с участием гражданина подлежат пересмотру.