Муниципальное образование
Николаевский район

Совещание с членами Правительства

Совещание с членами Правительства.

Президент в режиме видеоконференции провёл совещание с членами Правительства.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день, здравствуйте!

У нас сегодня очень важный вопрос – о внедрении искусственного интеллекта в отрасли экономики.

Но, как обычно, начнём с оперативных [вопросов], и первый оперативный вопрос – Аксёнову Сергею Валерьевичу: как ситуация на полигоне в Кировском районе Крыма?

С.Аксёнов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Разрешите доложить, Владимир Владимирович.

Около четырёх утра было возгорание на военном полигоне в Кировском районе Республики Крым. Соответственно, из-за возгорания сдетонировала часть боеприпасов, которые хранились на полигоне. Я выехал на место, в течение часа был создан оперативный штаб из федеральных, республиканских, муниципальных органов власти. Выехал на место с коллегами, оценили полностью ситуацию, прежде всего с сотрудниками правоохранительных органов.

19 июля 2023 года

После оценки ситуации мною было принято на месте решение эвакуировать жителей четырёх населённых пунктов, которые проживают в радиусе пяти километров от эпицентра. В общей сложности это около 2200 человек.

Бо́льшая часть людей уехала к родственникам, а часть людей выехала в пункты временного размещения, где они были полностью обеспечены горячим питанием, питьевой водой и так далее, то есть всем самым необходимым. При этом сейчас в пунктах временного размещения находятся 217 человек, из них 55 детей. Однако мы ожидаем, что благодаря принятым совместно с федеральным центром и муниципальными властями мерам ситуация вернётся в нормальное русло буквально в течение суток.

Кроме этого мною было принято решение о перекрытии части дороги «Таврида», которая находилась в границах Кировского района. По принятию решения сразу была опубликована схема объезда, чтобы все туристы понимали, каким способом добираться до пункта назначения. Здесь спасибо коллегам и силовым структурам – всем без исключения, я находился на связи и с региональными представителями, и с федеральными. Были выставлены дополнительные посты ДПС, указатели на всех поворотах, на территории, по которой объезд происходил. Поэтому обращений от людей, что кто-то заблудился, не было в целом.

Владимир Владимирович, у нас по данной ситуации всё находится под контролем. Жертв, к счастью, нет, пострадавших нет, разрушений нет. Здесь хотел поблагодарить коллег: федеральный центр, муниципальные органы власти, – все были на местах. В данном случае все решения принимались быстро. На сегодняшний день, ещё раз говорю, благодаря принятым мерам при Вашей поддержке ситуация вернётся в нормальное русло в течение суток.

Владимир Владимирович, Вашего вмешательства не требуется. С коллегами держим всё на контроле.

В.Путин: Хорошо, Сергей Валерьевич. С причинами пожара надо будет ещё разобраться. А что касается помощи людям и обеспечения их безопасности, то, конечно, нужно сделать всё по максимуму, чтобы решить эти задачи. Я думаю, что там немного действительно времени займёт, всё прогорит и закончится. Но надо быть очень аккуратными сейчас ещё.

Спасибо, Сергей Валерьевич.

С.Аксёнов: Ваше поручение выполняется, Владимир Владимирович.

В.Путин: Спасибо.

Виталий Геннадьевич, как у нас с перевозками авиационными сейчас?

В.Савельев: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В соответствии с утверждённой комплексной программой развития авиатранспортной отрасли российские авиакомпании в текущем году должны перевезти 101,2 миллиона пассажиров. Стоит отметить, что данный показатель по перевозке формировался при условии функционирования 11 аэропортов юга России, пассажиропоток которых составлял порядка 19 миллионов человек в год.

Несмотря на продолжающееся закрытие этих 11 аэропортов, отмечу: мы уже перевезли на один миллион пассажиров больше, чем планировали к этой дате. Общий пассажиропоток по состоянию за полугодие составил 47,5 миллиона пассажиров, что почти на 18 процентов выше уровня аналогичного периода прошлого года, тогда мы перевезли чуть более 40 миллионов.

Здесь я хочу подчеркнуть, уважаемый Владимир Владимирович, что, судя по загрузке, мы перевезём более 100 миллионов пассажиров в текущем году и выполним план, даже несмотря на закрытие 11 аэропортов России. Это означает, что при условии функционирования этих закрытых аэропортов мы бы перевезли около 120 миллионов пассажиров, что сравнимо, например, с 2019 годом, когда в условиях отсутствия ограничений, когда мы летали по всему миру, объём перевозок составил 128 миллионов человек, то есть довольно близкие цифры.

Востребованность авиаперевозок и уровень загрузки говорит о необходимости увеличения парка воздушных судов. Поэтому мы с нетерпением ждём поставок самолётов от наших производителей согласно заявкам от авиакомпаний. На наш взгляд, это будет общая польза для всех, потому что спрос очень большой.

Отдельно доложу о международных перевозках. Сегодня прямые перелёты осуществляют 17 российских авиакомпаний в 24 страны. Мы также открыты для международного трафика: к нам летают 52 иностранные авиакомпании из 29 стран мира. Проводим системную работу по дальнейшему восстановлению международного авиасообщения.

С 19 мая благодаря Вам возобновили воздушное авиасообщение с Грузией, постепенно увеличиваем частоту полётов, сейчас совершаем 33 рейса в неделю.

4 июня авиакомпания «ИрАэро» запустила полёты во Вьетнам по маршруту Иркутск – Ханой. Сегодня частота полётов составляет два рейса в неделю.

Увеличили количество рейсов на Кубу: если в прошлом, 2022 году в указанном направлении летала только одна авиакомпания – «Северный ветер», – осуществляя чартерные полёты, то в этом году с 1 июля к авиаперевозкам присоединилась авиакомпания «Россия», но уже выполняет регулярные полёты по маршруту Москва – Варадеро, и они выполняются дважды в неделю для обеспечения возросшего пассажиропотока.

Благодаря росту международного трафика в этом году мы планируем перевезти около 20 миллионов пассажиров на международных воздушных линиях. Таким образом, пассажиропоток на международных перевозках увеличится на 12 процентов по сравнению с прошлым годом.

Внутренние авиаперевозки остаются для нас приоритетом как с точки зрения объёма перевезённых пассажиров, так и задачи по развитию внутреннего туризма. Российские авиакомпании в летнем сезоне 2023 года значительно расширили свою маршрутную сеть. «Аэрофлот» начал летать в Минеральные Воды из Самары, Казани, Перми, Екатеринбурга и Уфы, а из Санкт-Петербурга дополнительно к Владивостоку, – [маршрут,] который был открыт в прошлом году, – теперь можно напрямую долететь «Аэрофлотом» до Хабаровска и Пензы. Из Москвы установили прямой маршрут «Аэрофлота» в Кировск и Саранск. «Аэрофлот» в летнем расписании этого года выполняет рекордные, хочу подчеркнуть, шесть рейсов в сутки по маршруту Москва – Владивосток, такого не было.

Авиакомпания «Сибирь» запустила рейсы Иркутск – Чита и Новосибирск – Владикавказ. Red Wings теперь летает из Самары в Горно-Алтайск и Казань. Также есть маршруты Екатеринбург – Ставрополь и Сочи – Владикавказ. «Северный ветер» открыл маршруты Горно-Алтайск и Махачкала – Омск.

Совместно с авиакомпаниями продолжаем работу по расширению региональной маршрутной сети. Так, в рамках исполнения поручения Правительства в программу поддержки Единой дальневосточной авиакомпании включены два дополнительных маршрута: Магадан – Кепервеем и Хабаровск – Амурзет. Данные дополнительные маршруты создадут условия для оперирования авиакомпании «Аврора» во всех дальневосточных регионах.

Кроме этого обеспечено финансирование остро востребованных маршрутов, в частности в Москву из Калининграда и Якутска. За счёт этой меры только в июне-июле мы дополнительно перевезли 12 тысяч пассажиров на маршруте Москва – Якутск и более 1200 пассажиров на маршруте Москва – Калининград.

Хочу отметить продолжение тренда на увеличение количества рейсов, минуя Москву. В этом году, как и в прошлом, мы обеспечим выполнение этого показателя, исходя из Вашего майского Указа от 2018 года, где более 50 регулярных рейсов авиаперевозчиков будут выполнены, минуя московский авиационный узел.

Обеспечивать такой объём перевозок нам позволяет современный парк воздушных судов. Парк пассажирских самолётов по-прежнему насчитывает 1166 воздушных судов, из которых 94 воздушных судна – дальнемагистральные.

Этого количества судов достаточно для обеспечения внутренних и международных перевозок. Авиакомпании обладают необходимым резервом авиазапчастей и расходных материалов даже с учётом усложнившейся логистики поставок.

Обслуживание и ремонт воздушных судов в России осуществляют три крупные аккредитованные организации, полностью укомплектованные персоналом и необходимым оборудованием. Требования к безопасности полётов остаются на неизменно высоком уровне. Мы внимательно следим за состоянием авиапарка.

Развитие внутренних перевозок невозможно без надлежащего инфраструктурного обеспечения. В настоящее время в рамках мероприятий по развитию аэропортовой инфраструктуры нами реализуются 43 объекта, из которых 18 планируется ввести в эксплуатацию в текущем году. Это десять взлётно-посадочных полос и восемь объектов вспомогательной инфраструктуры.

Планируется завершить работы на таких ключевых объектах, как Елизово (Петропавловск-Камчатский), Большое Савино (Пермь), Киров, Томск, ряд аэропортов Якутии.

Транспортная инфраструктура является одним из ключевых драйверов развития экономического роста территорий. Учитывая масштабы нашей страны и зачастую колоссальные расстояния между «центрами притяжения» в регионах, развитие аэропортовой инфраструктуры является одним из приоритетов нашей деятельности.

В 2023 году на цели субсидирования отрасли будут направлены 58 миллиардов рублей. Хочу подчеркнуть, что это в три раза меньше, чем было в прошлом году. Отмечу, что в прошлом году, Владимир Владимирович, благодаря Вашей поддержке мы оказали помощь отрасли в виде субсидии в объёме 174 миллиарда рублей.

Из 58 миллиардов, которые мы получаем в этом году, на субсидирование авиакомпаний за пассажирооборот мы направили более 25 миллиардов рублей, на субсидирование перевозок наименее защищённых групп граждан – 11,5 миллиарда рублей, на региональные перевозки направим порядка 7,4 миллиарда рублей, дальневосточной авиакомпании «Аврора» предоставим средства на перевозку в объёме 5,9 миллиарда рублей, Госкорпорации по организации воздушного движения окажем поддержку в объёме пяти миллиардов рублей и порядка 2,5 миллиарда рублей предоставим 11 закрытым аэропортам юга России.

Отмечу, что кассовое исполнение мер поддержки авиаотрасли в настоящее время составляет 42 миллиарда рублей, или 72 процента от годового объёма.

Несколько слов о стоимости перевозок. Минтранс России совместно с Федеральной антимонопольной службой осуществляет систематический мониторинг стоимости пассажирских авиаперевозок. За это я хочу выразить благодарность Шаскольскому Максиму Алексеевичу, с которым мы находимся на постоянной связи. Повышение цен традиционно приходится на летний период, что позволяет компенсировать недополученные доходы низкого сезона.

Отмечу, что рост операционных расходов авиакомпаний есть, за пять месяцев 2023 года он составляет 4,3 процента к уровню прошлого года. Несмотря на указанный рост издержек и сокращение субсидирования в три раза, нашим авиакомпаниям удаётся сдерживать рост стоимости билетов.

По данным Федеральной антимонопольной службы, указанное подорожание за период с января по май 2023 года составило 6,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем по всем авиакомпаниям. Конечно, этот средний показатель процента по месяцам распределяется неравномерно. Например, январь [прошлого] к январю текущего года – рост был всего 1,5 процента, к февралю – уже 11,5 процента, к марту – 4,6 процента, апрель – 3,9 процента, май – 10 процентов. В среднем это даёт 6,2 процента.

Спрос на авиаперевозки растёт, и в качестве примера я приведу показатели нашего национального перевозчика – авиакомпании «Аэрофлот». План по перевозке на 2023 год установлен на уровне 45 миллионов пассажиров, что должно превзойти результаты прошлого года на 11 процентов. За пять месяцев текущего года авиакомпания уже перевезла 16 миллионов пассажиров, что на 23 процента выше уровня аналогичного периода прошлого года. Загрузка ёмкостей за тот же период, это пять месяцев текущего года, достигла рекордного значения – 88 процентов. Я даже сам не помню из своего опыта работы в «Аэрофлоте», чтобы достигали в «Аэрофлоте» 88 процентов. Обычно 83–84 процента. Это шесть процентных пунктов к уровню 2022 года.

Отмечу, что стоимость перевозки у «Аэрофлота» с января по май 2023 года увеличилась в среднем на 6,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако в сравнении мая 2023 года к маю 2022 года удорожание составило 14,7 процента, что можно также объяснить низкой базой отсчёта, потому что были использованы субсидии в большом объёме в прошлом году, о чём я сказал.

Хотел бы обратить внимание на то, что в отдельных авиакомпаниях на некоторых направлениях фиксируется ещё более высокое удорожание, и по этим случаям мы совместно с Федеральной антимонопольной службой внимательно отслеживаем ситуацию и принимаем необходимые меры.

Рост стоимости авиаперевозок объясняется трёхкратным снижением объёмов господдержки отрасли в этом году и как следствие низкой бюджетной базы для сравнения, а также увеличением стоимости поставок запчастей, расходных материалов за счёт удлинения логистических путей.

Вместе с тем мы фиксируем опережающее выполнение плана по авиаперевозкам в текущем году, а также рост спроса на билеты среди населения, что в целом характеризует рыночную ситуацию как нормальную.

В завершение хочу сказать, что Россия, несмотря на санкционные ограничения, увеличивает рост перевозок на внутренних и международных направлениях, как мы видим. Доступность авиаперевозок вместе с высокими стандартами обслуживания – это те слагаемые, благодаря которым наши граждане выбирают перелёты авиакомпаниями России.

Спасибо за внимание. Доклад окончен.

В.Путин: Виталий Геннадьевич, а на каких маршрутах больше рост стоимости билетов – на внутренних или на международных?

В.Савельев: Это отдельные маршруты, зависит от спроса.

На международных цены всегда были выше, потому что пролёт связан с оплатой в валюте по тем странам, куда мы летим, например, Турция, Арабские Эмираты.

Внутри России есть отдельные направления, где большой спрос, поэтому там также идёт рост. В целом если мы перевыполняем перевозки по международным маршрутам на текущий момент, то внутренние перевозки немного отстают от плана, как это было в прошлом году. Это связано прежде всего с отсутствием функционирования наших 11 южных аэропортов.

В.Путин: Вы сейчас сказали о причинах роста тарифов, стоимости билетов, в том числе связанных с логистикой, с доставкой необходимых запчастей и так далее.

Помните, когда Вы были ещё руководителем «Аэрофлота», я Вас уговаривал заказывать как можно больше отечественных судов. Мы с Вами даже, условно, ругались на этот счёт. Вы мне говорили, что западные партнёры надёжные, всё там хорошо и они хорошие. Но теперь наши производители авиационной техники, конечно, в одночасье не могут расширить свои производственные возможности, это потребует определённого времени, несмотря даже на то, что заказ появился, он увеличивается. Это тоже, конечно, фактор, который связан с повышением тарифов. Тем не менее очень рассчитываю на то, что в контакте с коллегами из производственной отрасли, из Министерства промышленности, с предприятиями эта задача тоже будет решена и потребности в перевозках будут обеспечены.

Эльвира Сахипзадовна, как у нас наша третья форма национальной валюты? Как развиваются ваши планы в этой части?

Э.НабиуллинаДобрый день!

Речь, видимо, идёт о цифровом рубле. Я напомню, какие этапы прошёл уже проект создания цифрового рубля и как мы будем двигаться дальше.

Напомню, что мы в 2021 году опубликовали концепцию, обсудили её с участниками рынка, с заинтересованными министерствами и ведомствами, с экспертами. И уже в конце 2021 года мы создали прототип платформы цифрового рубля, в 2022 году построили саму платформу и в этом году сдали её в промышленную эксплуатацию. То есть инфраструктуру, а это полностью наша разработка, мы создали в короткие сроки, фактически за два года. Эта платформа построена на так называемой гибридной архитектуре, сочетает и преимущества централизованной системы, и технологии распределенных реестров, блокчейн. На этой платформе граждане и юридические лица смогут открывать цифровые кошельки, на которые будут зачисляться цифровые рубли.

Оператор платформы – это Банк России, то есть Банк России несёт обязательства перед пользователями за операции с цифровым рублём, за сохранность средств в цифровых кошельках. Все эти операции, остатки средств в цифровых кошельках будут защищены банковской тайной точно так же, как обычные банковские счета.

В прошлом году мы проводили тестовые операции с 13 банками. В августе мы начинаем пилотирование операций с реальными цифровыми рублями уже с участием клиентов этой пилотной группы банков. К этому этапу мы можем перейти благодаря принятию закона о цифровом рубле, его приняла Госдума, и сегодня – Совет Федерации.

Цифровой рубль – это действительно третья, дополнительная форма национальной валюты наравне с наличными и безналичными. Все три формы будут равноценными, то есть один цифровой рубль равен одному наличному, одному безналичному. Он дополняет уже существующие платёжные инструменты, которыми мы пользуемся сейчас. Это будут средства для платежей и переводов, то есть вклады, кредиты в цифровых рублях не предусмотрены.

Какие новые возможности он даёт? Во-первых, мы приняли решение, что операции с цифровым рублём для граждан будут бесплатными. Люди смогут переводить цифровые рубли без комиссий. Сейчас бесплатные переводы гарантированы до 100 тысяч рублей в месяц через систему быстрых платежей, но за суммы свыше этой суммы банки берут комиссии. Использование цифровых рублей будет абсолютно добровольным, то есть каждый человек будет сам, исходя из своих предпочтений, потребностей, решать, чем именно платить: наличными, безналичными или цифровым рублём – точно так же, как сейчас люди выбирают, как получать зарплату, как платить в магазине: наличными, картой или через систему быстрых платежей.

Цифровой кошелёк можно будет открыть через мобильное приложение банка, где у человека есть счёт, но пополнить кошелёк, совершить перевод, оплату в цифровых рублях можно будет через приложение любого банка, необязательно того, через который открывается кошелёк. То есть у человека появится возможность удобнее распоряжаться своими деньгами, не зависеть от тарифной политики банка.

Пополнить цифровой кошелёк со своего счёта в банке можно будет на 300 тысяч рублей в месяц – мы собираемся установить такой лимит, никаких других лимитов нет. При этом переводить другим людям цифровые рубли, получать переводы можно без ограничений на любые суммы и без комиссий, как я уже говорила. Это повысит конкуренцию среди банков: они будут активнее бороться за деньги клиентов, создавать новые, инновационные сервисы, развивать свои программы лояльности.

Во-вторых, цифровой рубль даст и новые возможности и для бизнеса. Бизнес сможет экономить на приёме безналичных платежей. Плата за приём в цифровых рублях по всему кругу товаров и услуг для продавцов будет в разы ниже, чем сейчас эквайринговая комиссия – всего 0,3 процента.

Нас, Вы помните, много раз просили ограничить комиссии за карточные платежи. Мы знаем, что такие ограничения ломают бизнес-модели банков, и в конечном итоге страдают потребители, потому что банки сокращают программы лояльности, снижают кэшбеки, вводят дополнительные комиссии, поэтому мы не хотим, чтобы издержки бизнеса просто переносились на граждан.

В-третьих, что ещё важно? Многие страны сейчас создают свои, национальные цифровые валюты, и в платформе цифрового рубля мы изначально заложили возможность трансграничного международного взаимодействия. Здесь возможны два сценария. Первый – это взаимодействие нашей платформы и платформы цифровой валюты другой страны. Второй – создание общего центра расчётов, к которому могут подключаться платформы цифровых валют разных стран. Оба варианта мы сейчас обсуждаем с теми странами, кто готов участвовать с нами в этой работе.

Но сначала, как я уже сказала, нам предстоит тестирование цифрового рубля. Мы начнём с базовых операций и потом, в следующем году, будем расширять на другие операции, в том числе и дальше: платежи, например, в одно касание с технологией NFC, будем тестировать позже и переводы между юридическими лицами, планируем расширять использование смарт-контрактов с цифровыми рублями. Это пилотирование нам очень нужно, чтобы провести настройку всей системы, проверить её бесперебойность. Кстати, система создаётся с учётом самых высоких требований к информационной безопасности, и только тогда, когда мы убедимся, что всё гладко работает, примем решение о дополнительном масштабировании цифрового рубля. По нашей оценке, это может произойти начиная с 2025 года. Естественно, чтобы цифровой рубль вошёл в нашу повседневную жизнь, потребуется несколько лет, как в своё время это было и с банковскими картами, и потом с системой быстрых платежей.

Мы, конечно, будем продолжать развивать и привычные платёжные инструменты. В этом году мы по наличным планируем представить банкноты нового дизайна по одной тысяче, пяти тысячам рублей. Будем дальше развивать и платёжную систему карты «Мир», и систему быстрых платежей, в том числе собственную программу лояльности. Ещё раз подчеркну, что мы хотим дать гражданам и бизнесу возможность выбора между разными инструментами платежей и расчётов. С цифровым рублём выбор станет шире.

И в завершение отмечу, что с запуском цифрового рубля Россия станет одной из первых стран, у которых есть и национальная цифровая валюта, и национальная система платёжных карт, и своя система быстрых платежей, и своя альтернатива SWIFT – Система передачи финансовых сообщений. И мы будем продолжать внедрять выгодные, удобные сервисы для граждан, бизнеса и государства.

В.Путин: Хорошо. Отлично. Спасибо большое.

Татьяна Алексеевна, мы только что с Вами принимали участие в мероприятии платформы «Россия – страна возможностей», где неоднократно обсуждались вопросы, связанные с развитием туризма. В этой связи вопрос по поводу электронных виз. Как у нас идёт эта работа?

Т.ГоликоваВладимир Владимирович, добрый день! Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы по Вашему поручению ещё с 19-го года вели работу по внедрению единых электронных виз. Предполагалось, что запуск единой электронной визы для въезда в нашу страну сроком на 16 дней в туристических, деловых, гуманитарных и гостевых целях будет запущен с 1 января 2021 года. Вся необходимая нормативная база для этого подготовлена, и в октябре 2020 года Правительство утвердило список из 52 стран и также определило 92 пункта пропуска через государственную границу, где можно будет использовать электронную визу. Для выдачи иностранным гражданам заявления об оформлении визы Министерством иностранных дел создан специализированный сайт в сети Интернет и специализированное мобильное приложение, размещённое для загрузки на этом сайте.

Но запуск системы электронных виз с 1 января 2021 года был отложен в связи с ковидными ограничениями. 14 июля 2022 года ковидные ограничения были сняты, но на сегодняшний день продолжает действовать одобренный Вами, Владимир Владимирович, порядок, в соответствии с которым 5 марта 2022 года введён мораторий на выдачу единых электронных виз в рамках ответных мер визового характера в связи с недружественными действиями отдельных государств.

В сентябре 2022 года в рамках [заседания Президиума] Государственного совета Вы дали поручение представить предложения по возобновлению действия единой электронной визы для граждан иностранных государств, которые не включены в перечень недружественных.

Тем не менее мы вместе с коллегами из федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь речь идёт о Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел, ФСБ России, дополнительно проработали этот вопрос, и представляется важным сказать следующее: мы считаем нецелесообразным в качестве ответной меры на недружественные действия официальных властей государств исключать для их граждан возможность получения единой электронной визы для краткосрочных поездок в нашу страну.

Сохранение для граждан этих стран упрощённого режима въезда в Россию в туристических целях, для участия в научных, спортивных, культурных мероприятиях, а также для поддержания деловых контактов в условиях санкционных ограничений будет отвечать прежде всего интересам нашего государства.

Что касается владельцев дипломатических и служебных паспортов иностранных государств из недружественных стран, возможность получения единой электронной визы будет невозможна. Как я уже сказала, этот порядок всеми согласован.

Для того чтобы обеспечить безопасность при введении единых электронных виз, существенно расширен состав сведений, которые предоставляются иностранными гражданами для их получения, для того чтобы на территорию Российской Федерации не проникали нежелательные лица.

Учитывая то обсуждение, которое в соответствии с Вашим поручением было дополнительно проведено, мы предлагаем сохранить тот перечень, который был определён ранее ‒ 52 страны, добавить в него ещё три страны: это Вьетнам, Камбоджа и Мьянма ‒ и запустить электронные визы с первого августа 2023 года. Все приёмочные испытания проведены, мы к этой работе готовы.

Спасибо и прошу поддержать.

В.Путин: Хорошо. Спасибо, что Вы раньше сроков это всё делаете. Наверняка людям поможет.

Теперь просил бы Дмитрия Николаевича Патрушева рассказать о том, как идут полевые работы, обеспечено ли наше сельское хозяйство в достаточном количестве ГСМ, как обычно, работают ли кредитные схемы и так далее.

Пожалуйста.

Д.Патрушев: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Уважаемые коллеги!

Посевная кампания у нас в стране завершена. Она прошла абсолютно в штатном режиме. Яровой сев у нас проведён на площади 57 миллионов гектаров, из которых более 31 миллиона гектаров у нас находятся под зерновыми культурами.

Эта структура посевных площадей позволит нам сохранить баланс и обеспечить необходимый объём продукции растениеводства для внутреннего потребления и также для мировых рынков. Добавлю, что под озимыми находится 19 миллионов гектаров. Это выше в среднем многолетних значений.

С особым вниманием мы, конечно, следим за доступностью всех видов ресурсов для наших аграриев. Работаем по планам приобретения минеральных удобрений и сельхозтехники. Совместно с нашими коллегами из Минпромторга контролируем наличие ГСМ и средств защиты растений. На сегодняшний день можно констатировать, что всеми видами ресурсов у нас аграрии обеспечены в полном объёме.

Далее, что касается финансового обеспечения. Все инструменты поддержки актуальны для проведения сезонных полевых работы. Они все работают, сохранены. Сельхозтоваропроизводителям в том числе доступны субсидии на приобретение удобрений, горюче-смазочных материалов, техники, средств защиты растений. На текущую дату получателям в целом доведено порядка 102,5 миллиарда рублей, и это составляет 67 процентов от предусмотренных лимитов.

Теперь, Владимир Владимирович, что касается уборочной кампании. Она у нас вошла уже в активную фазу и ведётся в 35 субъектах Российской Федерации. Зерновые у нас обмолочены с площади более 5,5 миллиона гектаров. Собрано более 21 миллиона тонн зерна. Картофеля накопано почти 200 тысяч тонн. Овощей собрано 242 тысячи тонн. Здесь же отмечу, что активно ведётся уборочная кампания в новых регионах. Там намолочено порядка 700 тысяч тонн зерна.

Таким образом, сезонные полевые работы в целом проходят достаточно штатно. В случае благоприятной погоды рассчитываем на достойный урожай по основным культурам.

В частности, ожидаем не менее 123 миллионов тонн зерновых. И, как я уже сказал, это оптимально для сохранения баланса на внутреннем рынке и развития нашего внешнеторгового потенциала. Здесь подчеркну, что внешнеторговый потенциал мы видим с учётом этого урожая порядка 55 миллионов тонн. То есть мы сможем и наших дружественных партнёров накормить.

Владимир Владимирович, один факт, на который я хотел бы обратить внимание. Вследствие неисполнения российских требований по зерновой сделке так называемой у нас очень серьёзно выросли транспортные расходы при экспорте. Соответственно, экспортёры отчасти перекладывают эти издержки на производителей зерновых, на наших растениеводов. Здесь можно констатировать, что рентабельность производителей зерновых у нас за год снизилась практически в два раза.

В результате в 21-м году производители зерна получили у нас прибыль порядка 333 миллиардов рублей, а в 22-м уже 204 миллиарда рублей. Тут недополученный доход или в принципе потери, можно это и так назвать, составили порядка 130 миллиардов рублей. Я просил бы на этот факт тоже обратить внимание.

Доклад закончен.

В.Путин: Спасибо.

Конечно, участие России в так называемой зерновой сделке, то есть в решении вопросов, связанных с вывозом зерна, зерновых с украинской территории, напрямую затрагивает интересы наших сельхозпроизводителей, а также предприятий, которые производят удобрения.

Напомню в этой связи, как вы понимаете, речь идёт о так называемой зерновой сделке, о которой сейчас сказал Министр. Эта сделка была заключена ровно год назад – 22 июля 2022 года. Затем сделка эта, так называемая сделка, не раз продлевалась, последний раз – в мае текущего года на период до 17 июля включительно. Мы вновь и вновь продлевали эту сделку и, продлевая, проявляли просто чудеса выдержки и терпения, толерантности, рассчитывали, что наши зарубежные коллеги наконец начнут в полном объёме соблюдать согласованные и одобренные параметры и условия.

Однако ничего подобного не происходило, никаких обязательств, договорённостей выполнять никто не собирался, а только постоянно требовали чего-то от России: сделать то одно, то другое, обеспечить одно, второе, третье. Просто откровенная наглость и бесцеремонность, посулы и пустая болтовня. И себя только компрометировали этим, авторитет подрывали, в том числе и руководства Секретариата ООН, которое фактически выступило гарантом зерновой сделки.

Должен сказать, что я считаю, что сотрудники ООН искренне стремились к выполнению всех данных Западом обещаний, но так и не смогли ничего добиться. Ничего практически не сделали для нормальной работы сделки. А вот для её срыва наши так называемые партнёры на Западе сил не пожалели, сделали всё, чтобы пустить её под откос. А сегодня, как у нас в народе говорят, на голубом глазу практически лгут всему миру, говоря о том, что якобы Россия виновата в срыве этой сделки. Более того, чуть ли не во всех бедствиях населения африканских и ряда других стран винят Россию, которые сам Запад в своё время обобрал, столкнул в пучину войн, голода и нищеты и продолжает сейчас в рамках своей неоколониальной системы грабить эти государства. Он и на зерновой сделке беззастенчиво наживался, просто извратил, полностью извратил смысл этих договорённостей и суть. Напомню: изначально сделка была нацелена на обеспечение глобальной продовольственной безопасности, на снижение угроз голода и на помощь беднейшим странам Африки, Азии и Латинской Америки.

Собственно, именно поэтому Россия приняла на себя определённые обязательства содействовать её реализации, однако данная сделка – в кавычках, – которую на Западе публично представляли как проявление своей заботы и блага для беднейших государств мира, по факту была использована для обогащения крупного американского и европейского бизнеса, вывозившего и перепродававшего зерно с Украины.

Посмотрите, почти за год в рамках этой так называемой сделки из Украины было экспортировано в общей сложности 32,8 миллиона тонн грузов, из которых более 70 процентов поступили именно в богатые страны, включая прежде всего страны Евросоюза, тогда как на долю таких государств, как Эфиопия, Судан, Сомали, Афганистан, Йемен – беднейших стран, – пришлось менее трёх процентов от общего объёма, меньше одного миллиона тонн. При этом ни одно из условий этой сделки, касающихся вывода из-под санкций российского экспорта зерна и удобрений на мировые рынки, так и не выполнено.

Более того, препятствия чинятся даже безвозмездной передаче нами минеральных удобрений нуждающимся беднейшим странам. Из 262 тысяч тонн продукции, забл

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie